Выставки
    Главная>Новости

    На IV Международной биеннале в Москве спалят 360 спичек

    Добавлено 2011-10-12.

    Москва, 1 октября. Испания, Италия, Греция. Эти три страны уже несколько лет объединяет государственный долг. Настолько огромный, что страны оказались на грани банкротства. А теперь их объединила ещё и IV Московская биеннале. Здесь российским зрителям представили работу художника-неоконцептуалиста Клер Фонтена. Согласно замыслу, все 360 тысяч спичек должны сгореть. Вот только этой инсталляции зрители не увидят, сообщает корреспондент МТРК “Мир”.

    «Работа Клэр Фонтена будет сожжена сразу после биеннале, чтобы риску другие работы не подвергать», обещает комиссар IV Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн.

    «Как это все будет поджигаться? Одна спичка поднесется, и все вспыхнет. Видимо, автор имел в виду, что достаточно какой-то небольшой искры и всё сгорит. Вся экономическая ситуация рухнет в этих странах», - отмечает помощник художника Клэр Фонтена Юлия. Она говорит о Греции, Италии и Испании. Именно эти страны представлены на Биеннале.

    А это уже другая карта - мира. Составлена она из 1322 мешочков с водой. Подтекст этой работы бытовой. Чилийская художница Каталина Бауэр учит своих студентов видеть искусство в обыденных и повсеместных материалах, естественно, на личном примере.

    «Всё это очень конкретные работы очень конкретных художников, потому что я немало времени и сил потратил на то, чтобы найти именно этих художников и отобрать именно эти работы, потому что на этой выставке мне хотелось представить структурированный образ современного мира и современного искусства», - говорит куратор Основного проекта IV Московской биеннале современного искусства Петер Вайбель.

    Петер Вайбель, известный немецкий художник и искусствовед, лично собрал весь Основной проект Московской биеннале. Сотни портфолио художников от Чили до Китая куратор просмотрел лично. В итоге разместил 85 лучших, на его взгляд, работ в Центре Дизайна АртПлей. «В отношении отбора работ для этой выставки, мне было очень важно, чтобы она действительно выражала некий глобальный дух того, что происходит в мире и в современном искусстве», - утверждает Петер Вайбель.

    По словам комиссара IV Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна, эта выставка, которой является биеннале, репрезентативная для интернациональной художественной сцены. По ней можно судить о том, что происходит, что важно, модно, о чём думают и что делают художники разных стран, разных континентов.

    Задача куратора Основной программы задать тон всей биеннале и выбрать единую тематику. Вайбель не стал исключением. Руководитель Центра искусства и медиатехнологий сделал акцент на том искусстве, которое в первую очередь понятно ему. «Можно представить себе выставку, при которой в одном зале будут работы только живописные, а в другом, скажем, только скульптуры. Это будет чистой воды ложь, потому что так не бывает. На самом деле, сегодня 30% составляет искусство медийное, переданное различными другими способами изображения», - уверен он.

    Можно подумать, что площадка, на которой разместилась Основная программа биеннале, буквально напичкана всякой электроникой. Однако одна из самых любимых работ самого куратора стена с 50 фотографиями с общим названием «Тело государства». Здесь показаны места сосредоточения власти в разных странах, в том числе российскую Думу и Кремль. А вот панорамная видеоинсталляция фаворит уже зрителей. Из всех образцов современного искусства сюжет немецкого художника Ивола оказался самым понятным.

    «Это типичная городская картинка, снята она была в Берлине, но такой жизненный цикл города может происходить везде, в любом городе. Поэтому это произведение понятно каждому вне зависимости от того, богатый это человек или бедный, живёт он в городе или деревне. Это универсальное произведение искусства. Его понимают и дети, и взрослые, оно нравится мужчинам и женщинам. И каждый видит в этом произведении искусства, которое я считаю по-настоящему выдающимся, часть своей жизни», - подчеркивает представитель художника Ивола из Германии Эмили Трайс.

    Но главное, на что Вайбель обратил внимание московского зрителя, это русские медиа-художники. Их знают и ценят во всём мире, но только не на родине, поэтому из 85 работ Основной программы 10 российских. Например, похожая инсталляция Юлии Страусовой стоит в музее в Карлсруе. Куратор попросил художницу повторить работу для Московской биеннале, а в итоге получил совершенно новый усовершенствованный медиа-продукт.

    «Это мой голос, он подхватил олимпийское пламя Брэдли Мэннинга и цитирует его высказывания по поводу мотивации его поступка, а именно: он передал документы WikiLeaks для того, чтобы произошла мировая дискуссия, дебаты и реформы. Он будет разочарован, если ничего не произойдёт», - рассказывает Юлия Страусова.

    На остросоциальные темы, кажется, говорит и другая российская артгруппа «Электробутик». Им принадлежит крест, сделанный из авиационного табло. Голос, который объявляет следующий рейс, и форма креста как будто напоминают зрителю о многочисленных авиакатастрофах.

    «Чем больше возможностей даёт искусство для трактовки, тем лучше, - не сомневается художник группы «Электробутик» Алексей Шульгин. - Мы пытаемся понять, какое искусство будет после конца света. Вот мы, собственно, представили, что через сколько-то там сотен лет какие-то варвары, ничего не знающие про наше время, откопали какие-то остатки нашей цивилизации и обожествили их, и стали им поклоняться».

    Открытие выставки в центре дизайна АртПлей совпало с окончанием ремонта. Здесь ещё чувствуется запах свежей штукатурки. Куратор признаётся, он осознанно пошёл на риск и выбрал для биеннале ещё строящуюся площадку.

    «Эта площадка великолепная, очень символическое место, потому что оно действительно отражает живую динамику, динамику новых начинаний, динамику того, что мы все участвуем в создании того, чего не было раньше. Ведь мир ещё не завёршён и точно также никогда не будет завершен тот этап, который называется современностью, поэтому мне казалось, что выставка должна эту идею отражать, и стройка для этого как нельзя лучше подходит», - признается Петер Вайбель.

    За месяц, что биеннале будет работать в Москве, здесь ожидают не меньше 100 тысяч посетителей. И это только на Основной программе. А сколько ещё людей посмотрит этот сюжет? Ведь сам Петер Вайбель сказал, что это тоже образец современного медийного искусства, который просто не успели разместить на выставке.

     


    Новости по теме
    Мариинка в дни Масленицы порадовала зрителей знаменитым «Петрушкой»
    Бондарчук снимет «Сталинград» в 3D
    Лучшие европейские театры съезжаются в Москву
    Петербургские аниматоры готовят 3D-смешариков
    «Бурановские бабушки» не желают, чтобы их считали клоунами
    В драмтеатре Астаны поставили пьесу о «конце света» по Льву Толстому
    «Звездные войны» вошли в программу «Ночи пожирателей рекламы»