Выставки
    Главная>Новости

    Железная леди Татьяна Лиознова: какой ее запомнили друзья и коллеги

    Добавлено 2016-04-29.

    Москва, 2 октября. Культовый режиссер Татьяна Лиознова в субботу была отпета в Переяславской слободе, через девять дней ее прах захоронят на Донском кладбище. Жители столицы прощались с автором таких картин как «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал». Самой знаменитой работой народной артистки СССР стал первый советский сериал «Семнадцать мгновений весны».

    Великий режиссер даже успела записать сценарий своих похорон. Она заранее составила список присутствующих, указала, как все должно происходить. Отпевали Татьяну Лиознову в Трифоновском храме. Затем тело кремировали.

    Ироничная, стремительная, темпераментная. Железная леди. Бой-баба. Так говорили о ней коллеги. То есть, говорят, до сих пор в настоящем времени.

    «Татьяна Михайловна относится к категории тех людей, у которых есть нюх, как у собаки или как у волка. Она увидела человека и знает, нужен он ей для работы или нет. Она открывала артистов даже для самих себя», - вспоминает кинорежиссера заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная.

    «Светлая, с потрясающим чувством юмора, очень подвижная. У нее есть внутренний свет и вот эти глаза потрясающие. Хрупкая женщина такая - и вот эти глаза, которыми она все освещала. Сразу входила, и все становились по струнке», - так об этой удивительной женщине отзывается народный артист России Александр Михайлов.

    Сама Татьяна Лиознова о себе рассказывала так: «Я занималась всеми профессиями, которые есть в кино: работала помощницей режиссера, ассистентом, помощницей монтажера, мыла пол и собирала окурки - и все это было замечательно». В искусство она влюбилась еще в детстве. «Еще в школе, у нас замечательные педагоги были, особенно по литературе. Я думаю именно ему я обязана, а не семье. Мама три класса закончила, папа без общего образования был», - вспоминала свои корни Татьяна Лиознова.В 1967 году, после премьеры фильма «Три тополя на Плющихе», Лиозновой посыпались письма. Почему Саша и Нюра не остались вместе? Советские женщины негодовали и требовали переснять финал. «Повторить «Три тополя на Плющихе», сделать римейк невозможно. Она делала уникальный продукт, который не подлежал тиражированию», - считает художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

    Музыку Лиознова любила и выбирала долго и тщательно. Недаром песни из ее фильмов до сих пор поют в концертных залах, в кабаках и просто на кухнях.

    «Она добивалась своего всегда. Вот она в этом смысле фантастический человек. Она пришла к Пахмутовой, сказала: «Я хочу взять твою песню». Та говорит: «Зачем? Мне не надо». Она говорит: «Мне надо». И вот она ее месяц долбала и, в конце концов, добилась своего», - вспоминает настойчивость Лиозновой режиссер Борис Грачевский.

    Во время работы над фильмом «Три тополя на Плющихе» выяснилось, что «таксист» Олег Ефремов раньше ни разу не садился за руль. Пришлось нанимать инструктора. Перед первой поездкой, Лиознова села в машину со словами: «Если разобьемся, то вдвоем». Сама Татьяна Михайловна всю жизнь была заядлым автолюбителем.

    «В кожаной куртке, на машине, она подъезжала ко ВГИКу, с треском останавливалась, потом после занятия она говорила студентам «Привет», садилась опять в машину, разворачивалась с юзом и уезжала. Такой она осталась в моей памяти - яркой, темпераментной», - рассказал ученик Лиозновой режиссер Андрей Эшпай.

    Это сейчас ее работы скурпулезно изучают в киношколах, а на первом курсе Лиознову выгнали из ВГИКа за профнепригодность. Сначала рыдала, а потом написала этюд. И поставила его вместе с еще тремя отчисленными. Мастер курса Сергей Герасимов восстановил упрямую студентку.

    «Она железная, она мужская по характеру. Поэтому «Семнадцать мгновений». Поэтому все, кого она собрала в этой картине, они были счастливы, что они могли быть в павильоне, что они могли с ней искать образы», - поделилась исполнительница роли Габи в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны» Светлана Светличная.

    Когда после «женского» кино Лиознова вдруг взялась за военный детектив по роману Юлиана Семенова, на студии имени Горького, мягко говоря, удивились. Недоброжелатели иронизировали, а Лиознова, как генерал в юбке, искусно командовала своей маленькой армией. Солдатами в ней были лучшие мужчины отечественного кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Василий Лановой, Евгений Евстигнеев и, конечно, Вячеслав Тихонов. Для него работа над этой картиной стала одним из самых дорогих воспоминаний.

    «Я испытываю внутреннюю потребность, жажду опять оказаться в кругу этих замечательных актеров, и чтобы над нами была такая мудрая женщина», - признавался он в интервью еще в 1999 году.

    Она работала до изнеможения и требовала того же от других. «Мгновения» снимали в сумасшедшем ритме - 150-200 метров в день. С теми, кто этого ритма не выдерживал, режиссер расставалась не раздумывая. Кажется, это тогда по студии поползло: «Выдержишь Лиознову - и ничего тебе в жизни не страшно». А она и сама удивлялась тому, что фильм получается.

    Один из первых советских сериалов держал в напряжении всю страну. Улицы пустели, когда по телевизору шли «Мгновения». Сердца замирали, когда Штирлиц просто молчал.

    Пауза как действие. Этот художественный прием Лиознова довела до совершенства. В знаменитой сцене в кафе целых шесть минут Штирлиц с женой обмениваются взглядами и не говорят ни слова. В современном кино - штука немыслимая. А у Лиозновой - один из самых пронзительных моментов фильма. Конечно, музыка снова не подвела.

    «Она мне сказала фамильярно, грубовато: «Кобзон! Мне не нужен Кобзон в фильме «Семнадцать мгновений». Мне нужны песни которые будут сопровождать Тихонова в роли Штирлица». Если бы это был мужчина я бы ответил по-другому, но я сказал хорошо», - рассказывает о сотрудничестве с режиссером народный артист СССР Иосиф Кобзон.

    «Семнадцать мгновений весны» принесли ей всенародную любовь и 12 мешков писем. Но ее любимым фильмом был «Карнавал». Лиознова называла его «самой личностной картиной». Она признавалась: в этом фильме - самые сильные ее чувства. Боль утраты - отец погиб на фронте - и безграничная любовь к матери, которая ее вырастила. Сцены, где Нина и ее папа вдруг начинают хохотать, в сценарии не было - Татьяна Михайловна придумала ее сама. Наивная попытка восполнить то, чего так не хватало в детстве.

    Если бы Лиознова родилась в Европе или США, ее картины стали бы блокбастерами, а сама режиссера осталась бы обеспечена на всю жизнь. Но заслуженный деятель искусств, артистка Советского Союза, она годами сидела без денег. Чтобы прокормить себя и маму, ей приходилось шить на заказ. Зато фильмы по заказу она никогда не снимала. Все искала свой сценарий - тот, за который умереть не жалко. От этого в ее фильмографии всего девять пунктов.

    «Она не понимала современное время и говорила: «Я не понимаю, что происходит, не чувствую». А она могла снимать только тогда, когда она чувствовала и время и людей до конца», - объяснил Андрей Эшпай.

    Татьяна Лиознова не была замужем, у нее не было детей. Немногочисленные друзья вспоминают: она посвятила себя маме и творчеству. В последнее время мало с кем общалась - не хотела, чтобы ее видели больной и немощной. Хотела, чтобы запомнили такой, как раньше. Такой, какой она и оставалась в душе. Ироничная, стремительная, темпераментная. Железная леди. Бой-баба.

     


    Новости по теме
    Арета Франклин анонсировала свой новый альбом
    Режиссер Сокуров награжден Орденом восходящего солнца
    Фотографы из Екатеринбурга претендуют на международную премию
    Фильм по Angry Birds выйдет в 2016 году
    В свет вышла книга о знаменитой уральской балерине
    «Вифлеемская звезда-2013» досталась тагильским художникам
    Москва прощается с Александром Лазаревым